219-31-19
ул. Бардина, 11/1

Услуги

Перевозка в моргКонтактыПохороны и стоимостьКремацияКорзина

Аналитическая статья ФАС о похоронном деле

16 января

Аналитический отчет по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление контроля социальной сферы и торговли



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения

 

По официальным данным на 1 января 2009 года, в России проживает 142 млн. граждан.

По численности населения Россия в настоящее время занимает восьмое место в мире после Китая (1,3 млрд.), Индии (1,07 млрд.), США (300 млн.), Индонезии (250 млн.), Бразилии (185 млн.), Пакистана (170 млн.) и Нигерии (155 млн.). А замыкают десятку Япония (127 млн.) и Мексика (115 млн.). В России, единственной из десятки крупнейших стран мира, население сокращается (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1. Динамика численности населения России в 1982–2008 гг., млн. чел.[1]

 

 

К снижению общей численности населения закономерно приводит очень низкая (одна из самых низких в мире в расчете на 1000 жителей) рождаемость в сочетании с довольно высокой смертностью населения. Главным образом в среднем возрасте. И особенно среди мужчин от 30 до 50 лет. Представленные на графике (диаграмма 2) кривые динамики рождаемости и смертности за последние 26 лет образуют фигуру, отдаленно напоминающую крест. Во многих источниках ее так и называют — «Русский демографический крест».

Высокая смертность россиян связана с пренебрежительным отношением к собственному и чужому (работников, граждан) здоровью; удручающим состоянием здравоохранения; широким распространением вредных привычек (малоподвижный образ жизни, употребление алкогольных напитков, наркотиков); плохой экологией. В ближайшие два-три года смертность может сократиться еще на 10–12% (к 2008 г. по сравнению с пиковыми значениями 2003–2005 гг. она уже сократилась на 11%), и этот показатель стабилизируется на уровне около 1,8 млн. смертей в год.

Таким образом, в лучшем случае в ближайшее время можно рассчитывать на снижение показателя превышения смертей над рождениями с 500–900 до 200–400 тысяч в год по сравнению с концом 1990-х — началом 2000-х гг. Половина этого разрыва, как и раньше, будет компенсирована за счет миграции. Сокращение численности населения в ближайшие 20 лет может составлять 100–200 тысяч человек в год, или от 2 до 4 млн. за весь этот период.

 

Диаграмма 2. Динамика рождаемости и смертности в России в 1982–2008 гг., млн. чел.[2]

 

В целях обеспечения санитарной и карантинной безопасности компактного проживания людей в населенных пунктах, человеческое сообщество должно изолировать либо уничтожать тела умерших. Необходимость поддержания жизнеобеспечения населенного пункта требует, чтобы тела умерших были либо захоронены в земле, либо кремированы. В силу этих требований логично, что сфера погребения является «зоной ответственности» коммуны (местных властей, либо местного самоуправления) и входит в состав жилищно-коммунального хозяйства.

Соответствующие услуги являются социально значимым видом услуг. Их особенность заключается в том, что при относительно небольшом объеме индивидуального спроса, редком обращении за этими услугами, их приобретение связано с чрезвычайными обстоятельствами в жизни людей. Эти услуги абсолютно необходимы для потребителей, от них практически невозможно отказаться, их вынуждены покупать по любой цене и при любых условиях и выполнять в очень ограниченный отрезок времени. Это делает спрос на данный вид услуг слабо эластичным по цене. При этом сознание потребителей (населения) о потенциальной возможности удовлетворить  потребность в ритуальных услугах на определенном качественном уровне за обоснованную плату является важным фактором социального самочувствия населения.

Основным законом, регулирующим данную сферу в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении). Так, статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Статьей 25 Закона о погребении  закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. При этом данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

 

Вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг возник еще в конце 90-х годов и был связан со злоупотреблением доминирующим положением муниципальным предприятием, являющимся специализированной службой по вопросам похоронного дела. Зачастую попытки защитить решения антимонопольных органов в арбитражных судах не имели успеха, так как, по мнению судов, только специализированные службы, созданные органами местного самоуправления имели право деятельности по предоставлению погребения. В сложившейся ситуации Красноярским УФАС России в целях обеспечения конкуренции и свободного выбора потребителем компании исполнителя услуг погребения в рамках рассмотрения дела в отношении администрации города Красноярска было принято решение и выдано предписание об отмене постановления Мэрии, наделяющего муниципальное предприятие функциями органа местного самоуправления по вопросам похоронного дела и передающее городские кладбища ему в ведение. В течение более чем двух лет указанное решение обжаловалось в арбитражном суде и все три инстанции признали его незаконным.

Однако, Президиум Высшего арбитражного суда в сентябре 2008 года признал решение Красноярского УФАС России законным в полном объеме (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).

Так Постановлением однозначно определено, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, вывод на основании данных норм об отсутствии у общества, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению, противоречит нормам действующего законодательства.

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Таким образом, у антимонопольных органов появилась возможность обеспечить развитие конкуренции на рынке ритуальных услуг, минимизируя участие в нем органов местного самоуправления, принуждая последних к исполнению только возложенных на них законодательством функций.

 

Принимая во внимание вышеизложенное, в целях оценки состояния конкурентной среды на локальных рынках похоронных услуг, выявления барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на данных рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства, ФАС России в 2008 году принято решение о необходимости проведения анализа рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов).

 

В 2009 – 2010 гг. в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 гг.» Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России совместно с территориальными органами провело анализ рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов) в 2008 г.

В проведении анализа приняли участие 81 территориальное управление ФАС России[3]. Анализ проводился в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов), одобренными на заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков.

Анализ проводился:

- в целях оценки состояния конкурентной среды на рынках похоронных услуг, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, выявления барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства;

- в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

 

В задачи исследования входит:

  • определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемых товарных рынках;
  • определение объемов товарных рынков и долей действующих на них хозяйствующих субъектов;
  • определение уровня концентрации товарных рынков;
  • выявление барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на локальные товарные рынки и факторов, влияющих на процесс развития конкуренции на рассматриваемых рынках;
  • использование результатов исследования для  предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках.

 

Нормативно-методической базой исследования выступают:

-       Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

-       Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

-       Указ Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»;

-       Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108;

-       Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принятые во исполнение Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

 

В целях настоящего исследования определения структуры и уровня конкуренции на товарном рынке вводятся следующие определения[4]:

Похоронные услуги – услуги необходимые для выполнения всего процесса погребения: от оформления документов, необходимых для погребения, до захоронения включительно.

Погребение – обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом).

Захоронение – предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби.

 

1. Определение временного интервала исследования

 

Временным интервалом исследования товарного рынка похоронных услуг является отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008 гг.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Рынок похоронных услуг включает в себя следующие специфические виды деятельности:

  1. Оформление Свидетельства о смерти (свидетельство выдается органами ЗАГС);
  2. Перевозка и временное содержание тела в морге (осуществляется медицинскими учреждениями);
  3. Отвод участка для захоронения (является функцией органов местного самоуправления, но в связи с неоднозначным толкованием Закона о погребении сложилась практика, при которой органы местного самоуправления наделяют данной функцией специализированные службы по вопросам похоронного дела, в хозяйственном ведении которых находятся места захоронения (кладбища, крематории));
  4. Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
  5. Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
  6. Приобретение иных предметов похоронного ритуала (венки, ленты и т.п.);
  7. Предоставление помещения для траурной церемонии;
  8. Проведение церемонии;
  9. Музыкальное сопровождение;
  10. Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску);
  11. Рытье могилы;
  12. Опускание гроба, засыпка могилы;
  13. Изготовление и установка временного памятного знака на могиле;
  14. Изготовление памятника;
  15. Установка памятника;
  16. Изготовление элементов оформления и ограждения могилы;
  17. Установка элементов оформления и ограждения могилы.

 

При кремации вышеназванный перечень меняется следующим образом:

  • операция (3) может быть заменена на предоставление места в колумбарии, либо не осуществляться при подхоронении урны в родственную могилу;
  • операция (10) не осуществляется;
  • операции (11), (12) либо заменяются на помещение урны в колумбарий, либо на подхоронение в существующую могилу, производимое без существенного повреждения последней;
  • в случае захоронения в колумбарии изготовление и установка памятника заменяется установкой памятной доски. 

Каждое из этих перечисленных действий может быть предметом отдельного договора (купли-продажи, производства работ, оказания услуг), либо они могут быть полностью или частично сгруппированы и заказаны комплексно. В этом случае могут быть востребованы услуги агента – лица, организующего похороны, координирующего последовательность и согласованность производства необходимых действий. При этом прием заказов на организацию всего комплекса услуг, связанных с погребением (прием заказов и заключение договора на организацию похорон) является специализированным видом деятельности (услуги похоронных бюро).

Кроме того, могут приобретаться такие услуги, как уход за местами захоронений и работы по благоустройству кладбищ (в последнем случае заказчик – лицо, в чьем ведении находится кладбище).

 

Изучая рассматриваемый рынок специфических видов деятельности, было установлено, что минимально необходимый для захоронения в землю перечень включает:

  1. Оформление документов, необходимых для погребения[5];
  2. Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
  3. Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
  4. Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта);
  5. Рытье могилы;
  6. Опускание гроба, засыпка могилы;
  7. Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.

 

Анализ фактической ситуации показывает, что перечисленные услуги (минимально необходимый для захоронения в землю перечень) предоставляются комплексно.

Сложившаяся практика связана с тем, что для погребения умершего оформляется заказ на оказание комплекса услуг и, следовательно, количество хозяйствующих субъектов, которые оказывают отдельные услуги незначительно. Таким образом, с учетом того, что заказ оформляется на оказание комплекса услуг, то товаром является исполнение комплекса услуг.[6]

 

В качестве взаимозаменяемых товаров к минимально необходимым услугам по погребению в землю нужно рассматривать услуги по погребению способом кремации.

При этом минимально необходимый для погребения способом кремации перечень будет выглядеть следующим образом:

  1. Оформление документов, необходимых для погребения[7];
  2. Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
  3. Подготовка тела к прощанию и кремированию (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
  4. Кремация;
  5. Помещение урны с прахом в колумбарий, либо подхоронение в существующую могилу, производимое без существенного повреждения последней;
  6. Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.

 

Услуги по погребению способом захоронения в землю и способом кремации несут одну и ту же функцию при этом сопоставимы по цене.

Спецификой определения уровня взаимозаменяемости этих товаров являются не только ценовые факторы, а еще и морально-этические, нравственные и религиозные. Так, например, христианская церковь не признает кремирование.

 

С точки зрения экономики города, кремация является более экономичным и экологичным способом захоронения: кремация в 100 раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков сокращается с 50 лет до 1 часа. В европейских странах в населенных пунктах с числом жителей свыше 110 тысяч наличие крематория является градостроительной санитарной нормой.

В ходе данного исследования установлено, что на территории Российской Федерации только в 9 субъектах Российской Федерации погребение осуществляется способом кремирования.

 

Таблица 1. Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации

 

Наименование субъекта

Наименование городского округа или муниципального района

Способом кремирования

Способом захоронения в землю

Всего

Красноярский край

г. Норильск

842

147

989

Приморский край

г. Артем

1327

138

1465

Приморский край

г. Владивосток

1854

5275

7129

Новосибирская область

Новосибирский район

2307

1113

3420

Кемеровская область

г. Новокузнецк

4827

3254

8081

Челябинская область

г. Челябинск

403

9389

9792

Ростовская область

г. Ростов-на-Дону

134

11710

11844

Свердловская область

г. Екатеринбург

10342

10392

20741

Свердловская область

г. Нижний Тагил

1024

3611

4635

г. Санкт-Петербург

г. Санкт-Петербург

32743

28676

61419

г. Москва

г. Москва

40975

94010

134985

 

ИТОГО:

96778

167715

264500

Диаграмма 3. Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации (в натуральном выражении)

Диаграмма 4. Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации (в процентном соотношении)

Другие (помимо вышеперечисленных) наборы минимально необходимых услуг по погребению, в том числе отдельные услуги имеют незначительные доли на рынке и не рассматривались в рамках данного анализа.

 

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется на безвозмездной основе предоставление следующего перечня услуг по погребению:

1. Оформление документов, необходимых для погребения;

  1. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  2. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
  3. Погребение.

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые для этих целей органами местного самоуправления.

Таким образом, потребителю данного рода услуг предоставляется право на безвозмездное получение комплекса услуг. Возмещение расходов специализированной службе за оказание гарантированного перечня услуг производится из средств соответствующих бюджетов или фондов. Лица, не обратившиеся за предоставлением гарантированного перечня услуг в соответствии со статьей 10 Закона о погребении, могут получить социальное пособие на погребение.

В связи с тем, что требования к качеству услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню, определяемые органами местного самоуправления минимальны, то данная услуга мало востребована.

Кроме этого следует отметить, что основные качественные характеристики данных услуг формируются исходя из общепринятых традиционных норм, связанных с древними обрядовыми культовыми традициями (сроки проведения погребения, размеры и формы могилы, гроба, требования к погребальной одежде и другим ритуальным принадлежностям). Если цена на изготовление могилы является для определенного товарного рынка величиной условно постоянной, то цены на остальные виды ритуальных услуг зависят от качественных характеристик и уровня конкуренции.

 

  1. 3.    Определение географических границ товарного рынка

 

Спрос на услуги погребения является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек проживал до наступления смерти, где проживают его близкие. Рынки являются локальными прежде всего потому, что выбор места захоронения привязывается к поселению, с которым человек был связан при жизни. В редких и очень конкретных случаях сравнительная стоимость услуг может оказать влияние на перемещение спроса за пределы локальной территории, только если жизнь человека была тесно связана с различными местами, и если сам человек при жизни высказывал соответствующие пожелания. Кроме того, следует принимать во внимание православную в своей основе традицию регулярно посещать места захоронения близких. Могилы формируются таким образом (огораживаются оградками), что требуют постоянного индивидуального ухода.

Таким обр?

+++++

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения

Каталог продукции:


Разработка сайта – «Кутузов»
Каталог предприятий: Официальные сайты фирм, адреса и телефоны организаций Яндекс.Метрика РосФирм.Рейтинг